четверг, 23 октября 2014 г.

Взаимодействие воспитателя и семьи

  Семья и раньше считалась субъектом образовательного процесса наравне с социумом, администрацией ДОУ и сотрудниками, но в центре находились дети и воспитатели.
   Сейчас, авторы ФГОС рассматривают семью как важнейший институт социализации ребенка, субъект образовательного пространства и выделяют взаимодействие с семьей как отдельное направление по реализации образовательного процесса.
   На наш взгляд, сегодня можно выделить следующие принципы работы с родителями:
  1. Принцип согласованности: формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего непротиворечивость воздействий взрослых на ребенка. Принцип информационной насыщенности, доступности и достаточности с учетом воспитательного потенциала семьи.
  2. Принцип партнерства (быть не «над» родителями, а вместе с ними)
  3. Принцип терпимости и настойчивости
  4. Принцип мотивации различными способами (похвала при всех, организация семейных выставок, поощрение, педагогическая лесть)
Несколько изменились и формы работы с родителями:
  1. Возобновление традиций совместных экскурсий на предприятие и в учреждения по месту работы родителей (причем программу составляют и проводят экскурс сами родители).
  2. родительские мастер-классы («Уроки игры на фортепиано», «Волшебные макароны», «Фитнес для всей семьи» и т.д.) .
   В результате мы создали условия для самообразования и самовоспитания родителей, проявления талантов, способностей каждого члена семьи. Если раньше творческие семейные работы в основном носили шаблонный характер, то сейчас работы стали оригинальными и креативными.
   В традиции семьи вошли такие понятия как семейный совет и семейная мастерская, теперь они выступают как средства семейного воспитания, заключающиеся в совместном обсуждении и решении возникающих перед семьей задач и проблем. Дети при такой форме взаимодействия приобретают навыки сотрудничества, опыт выдвижения новых идей, разрешения трудных ситуаций, ответственности, сплоченности, то есть тех интегративных качеств личности заявленных в ФГОС к образовательному процессу.
   В завершении хочется привести слова Чарльза Дарвина «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения».

12 комментариев:

  1. Главное чтоб родители воспринимали детский сад как друга а не советчика и тоже помогали нам в работе с детьми

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этого можно добиться, но не всегда получается.

      Удалить
  2. Работа с родителями - это всегда интересная и объемная по своему содержанию деятельность. и перед педагогом стоит много задач: просветительных, информационных, развивающих.... Ведь только в партнерстве семьи и педагога можно успешно растить подрастающее поколение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, современный педагог должен быть креативным и знающим человеком.

      Удалить
  3. В идеале стремимся к сотрудничеству и сотворчеству.

    ОтветитьУдалить
  4. Работа с семьей важна. должны быть партнерские отношения. Главное, не увлечься, и не считать, что родители обязаны выполнять рекомендации педагога всегда. Все имеют право на свое мнение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Необходим, наверное, индивидуальный подход.

      Удалить
  5. Чудесные принципы! Главное, чтобы родителям хватило мудрости это понять и работать по ним.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поэтому небходимо чаще общаться с родителями.

      Удалить
  6. Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного малыша и ради общей пользы он просто обязан принимать участие во всех мероприятиях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для каждого родителя своё чадо - самое лучшее, и когда он слышит о своём ребёнке много хорошего, то готов на любые "подвиги".

      Удалить